Нетуристический Шираз. Иран.

Персидские записки продолжу про Шираз.
  Пост я назвал «Нетуристический Шираз» из-за того, что просто я всегда люблю пройтись и побывать в тех местах, где простой «пакетный» турист не бывает. Я особо не спешу с осмотром достопримечательностей и приехал, как говорится, на «long time». Гламур всегда можно посмотреть, а вот жизнь окраин и простого народа не всегда удаётся. Могу привести пример. Вы приехали в Москву. Что вы первым делом будете смотреть?.. А я делаю наоборот, поеду смотреть базар, Выхино и Бирюлёво, осмотрю вокзалы.

Вечерний железнодорожный вокзал в Тегеране
Вечерний железнодорожный вокзал в Тегеране.

Как я писал здесь, я ехал из Решта до Тегерана на машине моей новой знакомой Шахназ, а из Тегерана добирался поездом до Шираза. Тегеран я успел осмотреть в окрестностях железнодорожного вокзала, буквально за 3 часа.

Табло «Прибытие-Отправление». Тегеран
Табло «Прибытие-Отправление». Тегеран.

Поезд Тегеран — Шираз идёт 17 часов (стоимость проезда около $ 10). Правда, поезд не очень удобен — купе шестиместные, но ехать поездом на длительное расстояние однозначно лучше чем автобусом. Расстояние по прямой 685 километров, но из-за гор дорожное расстояние выходит 932 километра. Я почти всю дорогу провалялся в постели, зато выспался.
  В дороге допоздна показывали современный иранский фильм на фарси про девушку-наркоманку, эдакое весёлое сопровождение в дороге.
  Вот девушка-соседка, довольно с виду простая, протягивает бумажку на английском языке с телефоном: «Я живу в Ширазе, если Вам понадобится помощь или совет, звоните, я вам непременно помогу». Обычное персидское гостеприимство, да-с.

Вид через окно поезда
Вид через окно поезда.

Проспал в ночь 10 часов. Умылся и побрился. За окном бежит иранское плато, пыль, полупустыня, по краям медленно движутся-сменяются горы.

Туалетная комната поезда Тегеран - Шираз
Туалетная комната поезда Тегеран — Шираз.

Туалетная бумага отсутствует, имеется вместо неё шланг с водой. Бумагу надо брать с собой.

Ближе к Ширазу появляется зелёная трава, на травке барашки. Солнце яркое, хотя и облака.
  Перед Ширазом начинается движуха, заводы какие-то. Разглядел огромный баннер «Специальная экономическая зона Шираз». И впрямь, заводы работают, строится что-то, ездят довольно дорогие автомобили. Никакой депрессии. Никакой бедности. Только пыль везде. Пыль…

Табло прибытия. Шираз
Табло прибытия. Шираз.

Вокзал изнутри чистый, никакой рекламы и торговли.

Железнодорожный вокзал Шираза
Железнодорожный вокзал Шираза.

Паркинг машин. Шираз
Паркинг машин. Шираз.

Поразил smart parking (умная парковка) своей гениальностью конструкции. Я таким паркингом первый раз в жизни дивился.

Таксист Шираза
Таксист Шираза.

Такси беру с иранцем, который подошёл ко мне сам и предложил скооперироваться, через будку-кассу, а если кто сам подходит к таксистам, те побольше просят. А через будку с оператором от ж/д вокзала до центра Шираза 40 рублей. В городе пробка, пыль. Пыльные портреты шахидов давят на мозг. Какой там Бродский с его «халвой Шираза».

Всезнающий таксист
Всезнающий таксист.

Добравшись до центра я договорился и оставил вещи в небольшом магазинчике. Отправился искать жильё.
  Вначале это показалось мне необъяснимым — с чего вдруг все массово рванули в Шираз именно сегодня? В паре мест мне пытались что-то объяснить на фарси (англоговорящих пока встретить не удалось), но из-за сильного языкового барьера я понял только «Аятолла Хаменаи» и «Шираз». Что такое? Аятолла приехал в Шираз? Меж тем, пошёл второй час моих хождений по городу в поисках места остановиться переночевать. Позади порядка восьми посещённых отелей и нигде нет мест. Со лба скатывается пот, хочется в душ и отдохнуть с дороги.
  Не пойму что делать? Решаю обратиться к всезнающим таксистам, которые, несомненно, захотят с меня денег, но наверняка найдут место где я остановлюсь. Обещаю $ 5 тому, кто найдёт для меня отель. Меня берёт бойкий дядечка со сломанной рукой. Он ведёт машину правой рукой и ею же переключает скорости, успевая этой же рукой курить. Он знает несколько слов по-английски и утверждает что вмиг найдёт мне отель. Мы достаточно долго крутимся по Ширазу и наконец подъезжаем к странному и мрачному зданию без вывески. Какое-то рабочее общежитие, грязное и запахом стоячих носок. Я готов и на это, но меня отказываются принимать, ссылаясь на полицейские ограничения — туристов нельзя селить в общежития. Так пояснил мне хозяин. И меня таксист повёз дальше.
  В последующий час мы посетили ещё пять мест, но везде или не было мест, либо меня не брали. На часах уже почти 15:00. Всезнающий таксист, похоже, переоценил свои силы. Остановился и принялся звонить по сотовому телефону. Очевидно, что ничего ценного ему не поведали, поскольку он поворачивается ко мне и говорит: «Give me 5 dollars». Во как! Отвечаю с улыбкой: «Give me the hotel — I will give you 5 dollars». Таксист начал кричать, что он меня целый час возил и я ему должен. Я предложил позвать полицию и рассудить нас. Этот вариант таксисту не понравился. Он выругался, резко рванул с места и повёз меня искать очередной отель.
  Не буду мучить вас ещё часом разъездов по Ширазу. Скажу лишь, что в итоге таксист потерял надежду найти мне отель. Он остановился, обернулся назад и начал вымогать уже $ 10. Тогда я прежде всего вышел из машины. Таксист вертелся вокруг. И всё же я решил пожалеть его и протянул $ 5 за старания. Тот возмущённо отмахнулся, требуя $ 10. Тогда я бросил купюру ему в салон и развернувшись пошёл по улице. Таксист какое-то время бежал позади меня и громко ругался, но потом исчез.

Международная группировка. Вокзал. Шираз
Международная группировка. Вокзал. Шираз.

Я вернулся на ж/д вокзал и решил доехать до близлежащих городов от Шираза. Там намеревался переждать, пока не уедет их духовный Лидер. Про себя решил: какая раньше будет электричка, то на той и поеду. В планах моего бегства из Шираза стояли три города — Казерун, Мервдешт и Сервестан.
  Здесь увидел приехавших явно не иранцев. С виду это были бэкпэкеры, которые стояли с местными девушками.
  Бэкпэкинг или бэкпекинг (англ. backpacking, от англ. backpack — «рюкзак») — распространённый в последние десятилетия термин, обозначающий путешествия, совершаемые туристом (бэкпэкером) за небольшие деньги, чаще всего принципиально отказываясь от услуг туроператоров.
  Я крикнул: «Hello guys!». Они в ответ тоже. Объяснил им, что сегодня почти за 5 часов не удалось найти жильё и рассказал кратко про поиски оного.
  Вот здесь и наступило чудо. Правильно Шахназ говорила, что Аллах всех любит. Парни посовещались и решили меня взять с собой.
  Мне было выдвинуто два условия: не пить алкоголь и обучать всех по 2 часа в день русскому языку. В принципе не сложные требования и я согласился, да и деваться мне было некуда.

Таксист доволен предложенной суммой. Шираз
Таксист доволен предложенной суммой. Шираз.

Интернациональная группировка из Ирана (девушки), Испании, Финляндии, Германии, Польши, Македонии, а теперь и из России. Двинулись располагаться в апартаментах на трёх машинах.

Дом в Ширазе
Дом в Ширазе.

Заехали во двор таково вот домика на окраине Шираза. Домик, конечно, не хилый. Обратил внимание на сброшенные вниз спутниковые антенны. Перед приездом Великого аятоллы Хаменаи был полицейский рейд и их без жалости скидывали вниз. Слева видна последняя тарелка, она выглядит новее.
  Вещи в дом таксисты вызвались помочь сами. Им видимо было интересно попасть в особняк. Выходя из дома они громко цокали ртами…
  Но послал Господь удачу — заработал свечку он! Час назад халупу не мог найти, а сейчас хоромы свалились…

Групповое фото в интерьерах. Шираз
Групповое фото в интерьерах. Шираз.

На фотографии (слева направо): Харман (Германия) — преподаватель и профессор в Берлинском университете имени Гумбольдта, служит на факультете философии на кафедре «Науки о Азии и Африке», возглавляет Междисциплинарный центр изучения значимости языков (свободно говорит, читает и пишет на фарси и арабском); Селсо (Испания) — IT-инженер, играет задорно на гитаре и поёт под неё на фарси, хотя языка не знает, рубаха-парень и любимец восточных женщин; Михал и Лидка (Польша) — супружеская пара, любит ездить на Ближний Восток и были во всех этих странах, Михал — владелец небольшой транспортной компании, а Лидка просто кайфует с мужем; Ласси (Финляндия) — лесоруб из деревни, уровень владения английским, как и у Dobry Veselchak, весьма низкий; Цветко (Македония) — иллюзионист в цирке, увлекается персидской культурой, любит устраивать импровизированные фокусы на людях (на базарах и оживлённых улицах) и ему сильно нравится, когда люди из далёкий селений считают его колдуном.

Отдых в чайхане. Шираз
Отдых в чайхане. Шираз.

После размещения и привидения себя в порядок выдвинулись делать перекус и отдых в чайхане. После переместились в арт-кафе. Вход стоил примерно 100 рублей, но это стоило большего.

Иранская народная музыка. Арт-кафе в Ширазе
Иранская народная музыка. Арт-кафе в Ширазе.

Все исполнители иранской народной музыки и песни были подозрительно похожи на евреев.
  Профессор Харман мне как новичку, начал глаголить, что Шираз — самый свободомыслящий город страны. И если хочется увидеть, как гармонично могут уживаться двойные стандарты, то лучше места не найти. До Исламской революции в Ширазе рос лучший виноград, из которого делали лучшее вино. После того, как виноградники вырубили, местные начали делать настойку и выгонять самогон.
  В городе Шираз проходят самые крупные студенческие вечеринки и самые крупные аресты на этих же вечеринках. Здесь процветает, как и в Тегеране, только в большей степени контркультура. Музыканты играют рок, поп, рок-н-ролл. Собираются в сообщества со всей страны альтернативные художники и скульптуры, писатели и поэты, музыканты и танцоры.
  Я для себя понял так, что Шираз — это как в советское время была Эстония и Питер в перестроечные времена.
  А вообще, мы поселились у одного политического активиста, который отбывал условный срок за приверженность к атеизму, марксизму и пропаганду христианства среди мусульман одновременно.

В 22:00 уже были в доме. Я прикупил на всех 3 больших арбуза, 5 килограммов персиков и столько же апельсинов, другие взяли хлеба и мяса с рисом, 5 десятков яиц и говяжьей колбасы. Купили в лавке чудовищно дорогой чёрный листовой чай в развес.
  Порешили пробуждаться завтра в 06:00, а в 7:30 я буду русскую азбуку всем презентовать, что и как произносится. На том и разошлись спать.

За городской чертой Шираза
За городской чертой Шираза.

Презентовал алфавит с утра. Самое сложное было пояснить значение «Ь» и «Ъ». Пришлось лезть в Интернет и изголяться в объяснении этих знаков и в примерах написания и произношения.
  Немец Харман является неформальным лидером среди этой тусовки любителей Персии и Ближнего Востока. С ним все знакомы давно из-за какой-то группы в FaceBook. Эта группировка не раз уже колесила в здешних местах, а иранские девушки тоже учились в Германии у него и поэтому колесят все вместе.
  Харман немного всех подтрахивает своей дисциплиной, зато все всё успевают: осматривать город, посещать выставки и концерты. У него много знакомств в творческих кругах Шираза. Вообще, это энергичный человек излучающий Волю, в хорошем смысле этого слова. Может его педантичность и довела его до профессора.

Парикмахерская в Ширазе
Парикмахерская в Ширазе.

Все разошлись и решили встретиться в 16:00 в доме.
  Я зашёл в парикмахерскую. Занял очередь и стал первым за сидящим клиентом. Парикмахер запросил в районе 40 рублей с мытьём головы после стрижки, добавил 10 рублей на чай. В последствии я выяснил, что это самая дешёвая услуга в округе.

Мастерская. Шираз
Мастерская. Шираз.

Гуляя по нетуристическому Ширазу я заодно искал мастерскую по изготовлению ключей. Там встретил испанца Селсо. Я сказал, что явился сделать ключи от дома и комнаты на случай утери (я всегда так делаю в путешествиях, если предстоит лонг тайм в жилье), а то говорю, что может случится конфузия и придётся ночью стучать и будить всех. Он рассмеялся и сказал, что тоже. Вот так мы сблизились. Эстет туризма Селсо попросил хозяина закрыть мастерскую. Достал бутылку с самогоном из апельсинов, хозяин принёс чайных чашек и хлеба. Выпили втроём где-то по 70 граммов, девушка Селсо отказалась.

Чистильщик обуви. Шираз
Чистильщик обуви. Шираз.

У нас эта профессия ушла в прошлое и теперь даже экзотична.

Ремонт обуви. Шираз
Ремонт обуви. Шираз.

Увидев ремонт обуви я не поленился и сходил за своими зимними ботинками в которых выезжал из Москвы, проехал часть Азербайджана и север Ирана.
  Работа по установлению новых набоек на зимние ботинки стоила 55 000 иранских риалов (100 рублей), забрал обувь и заплатил за работу на следующий день. Было сделано очень аккуратно и я заплатил поболее — 82 300 риалов (150 рублей). В Москве подобная услуга оценивается в 350-400 рублей, на душе стало веселее из-за полученного профита.

Сиеста. Шираз
Сиеста. Шираз.

Иранцы приписывают жителям своих городов те или иные черты характера, так вот ширазцев называют ленивыми. Думаю, это всё таки не лень, а такое медленное и спокойное наслаждение жизнью в отрыве от всякой суеты, ну и, конечно же, в сопровождении вкусной еды и окружении красот природы. Наверное, в прошлой жизни я родился в Ширазе.
  Действительно, расслабленность и восточная неторопливость чувствуется во многом, например, днём практически во всех магазинах на 2-3 часа случается перерыв. В квартале, где я остановился в доме, во время такой «сиесты» людей на улице почти нет, машин мало, короче, все едят, а потом обязательно баиньки на часок. Кстати, подобные «баиньки после еды» характерны для иранцев, независимо от места жительства.

Мясо и цветы. Шираз
Мясо и цветы. Шираз.

Перекусив или пообедав я направился к дому проживания.
  В начале пятого вечера я узнал, что подъедет хозяин дома. Подъехал. Через какое-то время Харман сообщил, что мы идём на подпольный спектакль.
  Хозяин-диссидент дома (просил не фотографировать и не писать его имени, поэтому я его буду обозначать, как просто «Карман» в диалоге ниже, а Карман — это дедушка который мне починял ботинки) достал «добро» на посещение нами спектакля. Входной билет за 275 000 риалов (чуть более 500 рублей). Из всей компании идти отказался на чудо искусства деревенский парень Ласси из Финляндии. Собрались, вышли.

— При шахе было лучше, — начал Карман, — сейчас наше правительство только делает вид, что всё хорошо, а на самом деле за врёмя правления Хаменеи, именно он правит страной, а не Рухани, а перед ним и Ахмадинежад, мы поссорились почти со всеми странами мира. Наше население с 80-х годов удвоилось, но из-за изоляции и экономических санкций с каждым годом рабочих мест становится всё меньше, в стране высокая безработица.
  Это только говорят, что при Пехлеви было плохо, а на самом деле при нём у нас была хорошая работа и зарплата, а знаешь, какие были цены? Килограмм винограда стоил несколько риалов. Да ты, наверное, даже таких денег не видел — сейчас тот же виноград стоит 30 000 риалов, представляешь, какая инфляция? При шахе я купил себе дом, мой сосед купил себе дом, нам несложно было выплачивать кредит. Цены на бензин были самыми низкими в мире, а сейчас литр стоит почти доллар! И с каждым годом становится только хуже.
— Я знаю, что на севере Ирана за 1-2 доллара можно купить 100-120 литров бензина.
— Это азербайджанский Иран на нефтеносном Каспии. Чтобы не было конфликта с северным соседом власти бездействуют. На севере, если станут вопить талыши и азербайджанцы, то стране кранты — вспыхнет гражданская война.
  Свободы нет, думать и говорить о правительстве плохо нельзя, иначе сразу посадят в тюрьму. Для контроля населения действует специальная религиозная группа «Бассидж», её участники носят шарфы в клеточку, не подчиняются полиции и имеют право арестовать или задержать любого человека, если им что-то не понравится.
  А как к нам относятся другие страны? Они же думают, что здесь живут террористы, которые только и ждут, чтобы построить ядерное оружие и взорвать Америку. Я не хочу, чтобы с моей страной случилось так же, как с Ираком.
  — Так если вам не нравится Хаменеи, зачем Вы делали революцию, зачем его выбрали?
  — Лично я его не выбирал, мне даже кажется, его никто не знал до того, как он вернулся в Иран. А что касается революции, то я в ней не участвовал. Правда, ко мне приходили люди, предлагали собираться на площадях, ходить на митинги и демонстрации, но я занимался бизнесом, и меня не интересовала политика.
  — А почему по телевизору показывают, что женщины всегда так строго одеты, ведь дома они могут обходиться и без платков?
  — Телевидение должно следовать закону, поэтому в фильме женщины всегда носят платки и плащи. Также ты никогда не увидишь в иранском фильме, чтобы мужчина держал женщину за руку, или чтобы они поцеловались, это также связано с религией и национальной политикой.
  — Наш президент очень любит шутить, — далее рассказывал Камран, — пару лет назад на международной конференции он сказал, что Израиль нужно стереть с лица Земли. Как только дипломаты ни переводили его фразу, она отчётливо означала, что Иран хочет уничтожить Израиль, и, конечно, все перепугались, включая, думаю, и самого Лидера. А ещё он очень любит подшучивать над Америкой. Однажды в своём выступлении наш президент сказал, обращаясь к США (приблизительный перевод): «Мы больше не можем вас кормить, поэтому прекратите капризничать — монстр унёс вашу сиську». Смешно, конечно, потому что про монстра (чудовище) обычно говорят грудным детям, когда хотят отучить их от вскармливания грудью, а тут он так сказал американскому правительству.

Мулла и гаджет. Шираз
Мулла и гаджет. Шираз.

По пути в подпольный театр, возле небольшой мечети, я услышал великолепный монолог о равенстве (в переводе Хармана): «Вы, туристы, должны понять, что смысл ислама — это любовь ко всем ближним. Западный мир слишком исказил образ мусульманина. На самом деле мы желаем добра вообще всем людям вокруг. Всем, понимаете? Всем. Кроме евреев».

Альтернативный спектакль «Собо́р Пари́жской Богома́тери» в Ширазе
Альтернативный спектакль «Собор Парижской Богоматери» в Ширазе.

Вот такой альтернативный спектакль «Собор Парижской Богоматери» в Ширазе. Двадцать минут было забавно смотреть на индусов (то ли местных, то ли гастролёров). После как-то не очень. Актёру играющему звонаря собора горбуна Квазимодо даже горба не сделали. Мне как человеку проработавшему в театре МХАТ им. Чехова 10 лет эта альтернатива показалась профанацией и разводом на искусство. А может я просто Восток не понимаю по сути…

Можно взвеситься за копеечку. Шираз
Можно взвеситься за копеечку. Шираз.

Находясь в Иране второй месяц, я сделал для себя вывод, если не знаешь, что делать в Иране — страна-то большая — можно просто проехать его с севера на юг дешёвыми ночными автобусами или поездами. Не стоит бояться что-то пропустить, ведь в этой стране дело скорее в людях, чем в достопримечательностях. В любом случае, красивую мечеть с голубым иранским орнаментом или базар с кирпичными сводами здесь можно найти везде.

Персидские записки на этом заканчиваю. В следующих персидских записках Dobry Veselchak расскажет о поездке к кочевым племенам юга Ирана кашкайцам (кашкаем).