Персеполь (Персеполис) — колыбель персидской цивилизации.

Персеполь (Персеполис) - колыбель персидской цивилизации
Персеполь (Персеполис) — колыбель персидской цивилизации.



  Персеполь (Персеполис, Парса, Трон Джамшида); Ворота Всех Народов (Ворота Ксеркса); Ападана (Дворец Приёмов Дария); Дворец Дария I (Тачара – Зимний дворец Персеполя); Дворец Ксеркса (Хадиш); Гарем Ксеркса; Трипилон («Тройные ворота», Центральный дворец, Зал Совета); Сокровищница Персеполя; Стоколонный зал (Тронный зал) Персеполя; Усыпальницы Артаксеркса II и Артаксеркса III.

Лестница Персеполя. Иран
Лестница Персеполя. Иран.

  Лестница Персеполя – главный вход на дворцовую террасу высотой 20 метров, строительство которой было начато примерно в 519 году до нашей эры.

  Для строительства города-дворца Персеполь сперва соорудили специальную каменную платформу – частично сложив её из соединённых между собой металлическими скобами каменных блоков, частично вырубив из прилегающей скалы.
  В каменной платформе была проложена сложная система водоснабжения и канализации. В восточной части в скалистом подножии горы была выдолблена цистерна-колодец 4,7 х 4,7 метра, и глубиной 26 метров, выполнявшая двойную функцию – предотвращения подтопления дворца весенними горными ручьями от тающего снега, и водного резервуара. Площадь Персеполя составляла около 125 000 кв. м. Согласно античным источникам дворец был окружён тремя линиями стен с оборонительными башнями: первая линия – 7 метров высотой, вторая – 14 метров, а третья возвышалась на 27 метров. Но до настоящего времени стены практически не сохранились. Основным материалом при строительстве дворца был известняк. Строительный план предусматривал строгую прямоугольную планировку зданий и улиц города.
  Перед входом непосредственно во дворец – досмотр вещей.

Лестница Персеполя
Лестница Персеполя.

  Каждая из двух симметричных лестниц шириной 6,9 метров. Лестница Персеполя состоит из 111 ступенек высотой 10 сантиметров и длинной 31 сантиметр. В настоящее время лестница покрыта деревянным настилом. Изначально предполагалось, что лестница Персеполя была сделана пологой для того, чтобы по ней можно было въезжать на лошадях, но последние теории склоняются к тому, что пологость лестниц связана с необходимостью сохранения величественной осанки поднимающихся по лестнице царственных особ.

Ворота всех народов. Персеполь
Ворота всех народов. Персеполь.

  На машине мы отправились из Бишапура в Персеполь (Персеполис) – смотреть на руины легендарного древнего города – дворца, символа могущества Персии в её лучшие времена империи Ахеменидов (550-330 г. до нашей эры) один из наиболее популярных у туристов иранских исторических памятников.

  Внутренние стены Ворот Ксеркса были выложены мозаикой с цветочными и растительными узорами, вдоль стен на высоте 52 см тянулась каменная скамья шириной 52 сантиметра, на которой посетители ожидали аудиенции. Напротив южного проёма находилось место церемонемейстера, откуда он мог видеть происходящее в Ападане и объявлять посетителям о возможности пройти к царю.

Ворота всех народов (Ворота Ксеркса). Персеполис
Ворота всех народов (Ворота Ксеркса). Персеполис.

  К теме сказать, один из самых простых способов для самостоятельного туриста попасть из Шираза в Персеполь и вернуться обратно — такси. Нормальным прайсом для такой поездки считается 1 200 000 риалов (2 160 рублей).
  Бескомпромиссные бэкпекеры добираются из Шираза до Персеполя на общественном транспорте. От автовокзала на маршрутке-микроавтобусе (они рядом с автовокзалом кучкуются) минут за 40-50 можно доехать до небольшого городка Мервдешт, он рядом с Персеполем, а проезд составляет 20 000 риалов (36 рублей). От автостанции в Мервдеште стоимость такси до Персеполя не превысит 80 000 риалов (145 рублей). Расстояние от Персеполя до Накше-Рустама – некрополя персидских царей – километров семь. Думаю, это те же 80 000 риалов должны быть для такси. Самые бескомпромиссные из бескомпромиссных туристов-бэкпекеров идут пешком. Но как выбираться из Накше-Рустама потом – вопрос. Там народа гораздо меньше, чем в Персеполе, 90-95 % из них приезжают туда группами на туристических автобусах или арендованных на поездку такси. Скорее всего, только на попутках. Спокойнее взять такси от Персеполя до Накше-Рстама с возвратом в Мервдешт, на автовокзал. Предполагаю, должно это стоить не дороже 200 000-250 000 (360-450 рублей) риалов на осмотр Накше-Рустама часа более, чем достаточно. Естественно, если вы едите на такси не один, а вдвоём-втроём-вчетвером, то сумма делится на всех и выходит очень комфортно и дёшево.

Ворота в Персеполь. Иран
Ворота в Персеполь. Иран.

  Перед комплексом «Персеполис» находится огромный паркинг. Множество автобусов с организованными группами туристов. Стоимость билета для иностранцев в Персеполь стандартная – 150 000 (270 рублей) риалов. За входом на территорию – сувенирные лавочки и множество маленьких кафе. От входа к комплексу дворца ведёт широкая дорога протяжённостью около 500 метров.
  Ворота Всех Народов должны были подчёркивать могущество царя и смирение покорённых им народов. Также известны как «Ворота Ксеркса» — гравировка на здании Ворот на трёх языках – староперсидском, нововавилонском и эламейском гласила, что царь Ксеркс во славу Ахурамазды создал эти ворота, которые прекраснее всего, что создавалось когда-либо в Персии.
  Ворота Всех Народов представляли собой квадратное сооружение примерно 25 х 25 метров, со сводом, поддерживаемым четырьмя колоннами высотой 16,5 метров с капителями в виде двухголовых быков – «тянитолкаев», с тремя дверными проёмами – западным (через который все посетители входили в помещение Ворот), южным, который вёл к Ападане, и, похоже, предназначался только для титульной нации империи – персов и мидийцев, и восточным, для остальных наций, ведущем ко Дворцу Ста Колонн по Улице Армии – крытому проходу длинной 92 метра и шириной 9,7 метров, с нишами для почётного караула через каждые семь метров.

Ворота Армии. Персеполис
Ворота Армии. Персеполис.

  Согласно задумке архитекторов, во время проведения парадных шествий посетители не титульных наций империи, представляющие собой покорённые народы (ну или братские) должны были пройти к тронному залу через ещё одни врата — Ворота Армии, но эти ворота остались недостроенными из-за захвата города Александром Македонским.
  Каменные заготовки для ворот и их украшений можно увидеть сейчас на том месте, где Ворота Армии должны были стоять. Незавершённые детали дают представление о том, каким образом возводились колонны и стены – для поднятия деталей использовались строительные леса и лебёдки. Для большей надёжности крепления в прилегающих друг к другу блоках сверлились отверстия, соединённые канавкой, в которые вбивалась металлическая скоба, а затем заливался расплавленный свинец, заполнявший полости, после чего в канавку поверх скобы накладывался камень и заполировывался, чтобы сделать крепление незаметным.

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  






Share Button